Квазар Козлов
концертный звукорежиссёр


Моё видение работы концертного звукорежиссёра

Звукач — звукорежиссёр, человек, который находится за звукорежиссёрским пультом в то время, когда группа выдаёт свои шедевры публике со сцены какого-нибудь попоечного заведения. Обычно штатный сотрудник названного питейного заведения, который кроме самого факта нахождения за пультом ничего не делает… ну, разве пиво сосёт. Но это у пионэров. Профессиональные музыканты обычно имеют своего собственного звукача, очень ценят его и любят, так как сделать хороший звук со сцены это вам не хрен собачий, а искусство, насыщенное матаном из самых разных областей науки и техники.

© Луркморье

У меня есть некоторые профессиональные секреты, и ниже я отвечу на вопросы "зачем" и "что", не всегда объясняя "как". Итак, мои мысли о работе концертного звукорежиссёра в актуальных российских условиях.

Особенности концертной работы

Многим музыкантам доводилось наблюдать растерянность студийного звукорежиссёра на концерте либо очевидные заминки концертного звукорежиссёра в студии, и наверняка все видели ожесточённые споры концертных и студийных звукорежиссёров.

На мой взгляд, есть мягко говоря некоторые отличия студийной работы (когда цель — за произвольное время сделать идеально) от концертной (когда за очень ограниченное время надо сделать комфортно на сцене и максимально хорошо в зале). И приоритет, и скорость, а зачастую и методы решения десятков технических задач в концертной и студийной работе — разные.

Я говорю о сегодняшних условиях живой работы в России, с тем техническим состоянием и уровнем организации персонала, который мы с вами можем наблюдать на площадках.

Цели концертного звукорежиссёра группы

На мой взгляд, свой концертный звукорежиссёр нужен группе, чтобы:
  • Определять концепцию концертного звука исполнителя, выбирать технические средства для её реализации и взаимодействия со световым и прочим оборудованием;
  • Знать, что и зачем нужно каждому музыканту на сцене, уметь согласовывать замены в райдере без лишних вопросов и проблем для музыкантов;
  • При работе в клубе — подбором и расстановкой бэклайна организовывать комфортные условия для каждого музыканта, при отсутствии мониторного пульта — обеспечить привычный музыкантам рабочий мониторинг;
  • При работе на фестивале — заранее выяснять параметры FOH и готовиться к быстрой загрузке (не настройке с нуля) своей "сцены" и лайн-чеку;
  • Знать структуру аранжировки, нотный материал, особенности музыкантов и характеристики отличного концертного звучания группы;
  • В райдерных условиях — обеспечивать звучание, соответствующее главной концепции концертного звука группы;
  • В экстремальных условиях поломок / замен / недобросовестных поставщиков или организаторов (мы же знаем, что несмотря на грозные райдеры, концерты полностью мы отменяем редко, всегда стараемся найти компромисс) — перераспределять смысловые потребности микса между инструментами, сохраняя предусмотренную концепцию живого выступления;
  • При отсутствии техника группы — разворачивать и сворачивать радиосистемы, подключаемые в пультовой; следить за их сохранностью в ходе пребывания и работы на площадке.

Задачи

При подготовке и работе с группой на концерте я решаю следующие задачи:

0. До концерта
 0.1. Изучить альбомные записи группы, понять концепцию творчества артиста;
 0.2. Изучить видео выступлений, понять способы сценической подачи материала;
 0.3. Изучить различные концертные аудиозаписи, найти удачные и нераскрытые моменты;
 0.4. Разработать размещение в пространстве и частотный баланс для текущего состава группы;
 0.5. Проработать песни, сделать заметки по применению эффектов и изменению настроек каналов по ходу сет-листа;
 0.6. Обновить технический райдер группы;
 0.7. Создать черновики сцен под пульт на площадке / основные пульты тура.

1. При отсутствии мониторного звукорежиссёра - отстройка мониторных миксов
 1.1. Подбор и расположение мониторных акустических систем на сцене;
 1.2. Отстройка мониторных эквалайзеров;
 1.3. Установка уровней каналов в мониторных миксах;
 1.4. Согласование собственного уровня инструментов и уровня мониторных миксов для комфортной обстановки на сцене;
 1.5. Разворачивание-сворачивание радиосистем и систем персонального мониторинга;
 1.6. Коррекция мониторного микса по запросу музыкантов в процессе выступления.

2. Максимально качественный и равномерный микс в зале
 2.1. При необходимости — коррекция местного акустического решения: расположение акустических систем (чаще — сабвуферов), настройки частот и задержек системных процессоров / кроссоверов и портальных эквалайзеров;
 2.2. Согласование и учёт собственного уровня инструментов (барабаны, комбо и стэки), выставление соответствующих канальных задержек;
 2.3. Выбор способов снятия звука с инструментов (количество, подбор и расположение микрофонов, использование директ-выходов);
 2.4. Роутинг канальных сигналов и подбор/настройка плагинов (на цифровом пульте), патч приборов аутборда (на аналоговой консоли с рэком обработки), настройка групп/DCA и их обработки;
 2.5. Эквализация каждого инструмента для его комплексной работы в миксе (учитывая аранжировки, изменения состава в процессе концертной программы, технические и архитектурные особенности данной концертной площадки, состояние и настроение музыкантов);
 2.6. Саундчек в пустом зале;
 2.7. Создание сцен / маркировка диапазонов для оперативной живой работы;
 2.8. Коррекция микса после наполнения зала зрителями;
 2.9. Работа по программе в процессе выступления (изменения уровней, панорам, эквализации, настроек динамики, эффектов каждого инструмента, а также mute/on инструментов по ходу программы);
 2.10. Контроль равномерности качества звука в разных местах площадки в ходе концерта;
 2.11. Решение возникающих инженерных проблем взаимодействием с представителями площадки.

3. Синхронизация со светооператорами
 3.1. При наличии проработанной программы — согласование подготовленных световых планов;
 3.2. При отсутствии программы — общие рекомендации по работе на данной группе с учётом особенностей музыкантов и концертной программы;
 3.3. Согласование видов и количества используемых жидкостей для генераторов дыма в соответствии с особенностями здоровья и предпочтениями музыкантов.

Моя постоянная работа с группой

Если я постоянно работаю с группой в качестве штатного звукорежиссёра, то я:
  • Поддерживаю в актуальном состоянии технический райдер группы;
  • Согласовываю замены в техническом райдере с организаторами или техническими подрядчиками концертов;
  • По запросу авторов — рецензирую новый материал и отдельные элементы в процессе работы над ними касательно голосоведения и аранжировки;
  • Репетирую изменения уровня, панорамы, эквализации, динамики, эффектов каждого инструмента в ходе концертной программы;
  • Наизусть знаю партию каждого музыканта и корректирую микс при ошибках или технических неполадках;
  • Прорабатываю световые планы на концертную программу и согласовываю их выполнение со "светляками" на площадках.

© 2015-2017 лично сам, Санкт-Петербург
Сайт сделан ручками на html/css, в свободное от звука время.